Ваш город:

Сингапурская методика обучения

24 сент. 2019 г.
2
7054

Не заканчиваются поиски новых форм обучения, которые должны повысить уровень конкурентоспособности российского образования на мировой арене. Не так давно внимание специалистов привлекла сингапурская методика обучения, которая была апробирована в школах Татарстана.

Сингапурская методика обучения

Отметим, что эта методика вызвала бурные споры среди педагогов, учеников и их родителей. Неоднозначное отношение к азиатскому методу обучения школьников обусловлено, в первую очередь, кардинально отличающимся способом проведения уроков у сингапурских коллег, от традиционных, закрепленных на ментальном уровне методик, применяемых в российской системе образования.

Сущность «сингапурского чуда»

По мнению международной компании International Institute for Management Development система образования в Сингапуре соответствует глобальной экономике. А успех сингапурских школьников по математики и в естествознании отмечают мировые лидеры исследований PISA, PIRLS и TIMSS.

Скорее всего, авторитетные рейтинговые компании своими заявлениями привлекли внимание руководства Министерства образования Татарстана, которое в 2013 году подписало соглашение с «Educare Co-operative Limited (Educare)» - сингапурской компанией, правообладателем сингапурской методики обучения.

После подписания соглашения учителя из Татарстана прошли обучение в Сингапуре, а затем началось внедрение сингапурской методики обучения в школах республики. Надо заметить, что в этом случае последовательность внедрения новых форм обучения в школах Татарстана была выстроена в обратном порядке: сначала – подписание соглашения, а затем – изучение и обучение, и, почти минуя апробацию – распространение сингапурской методики во всех школах республики.

Чем же отличается сингапурская методика от российских форм обучения? Прежде всего, по мнению некоторых специалистов, имевших возможность подробно ознакомиться с методикой, упомянутая сингапурская система направлена на повышение мотивации школьников и увеличение их интереса к урокам.

Уроки в Сингапуре проводятся по неким заданным алгоритмам, к которым детей приучают с детского сада. Сингапурские школьники с ясельного возраста привыкают к коллективной работе над общими заданиями, обсуждают их выполнение, задают вопросы друг другу и учителю, спорят. Причем на каждом уроке учитель разбивает сформированные ранее группы, выполнявшие общее задание и создает новые.

Предлагаемые алгоритмы урока (их 250, из которых 13 – основных) позволяют в ходе урока опросить каждого ученика, при условии, что дети будут формулировать четкие, сжатые ответы. Учителя, попробовавшие работать по сингапурской методике, отмечают, что с готовым алгоритмом вести урок намного легче – не нужно задумываться над планом урока, потому что в каждом «модуле» учителю объясняется, что ему нужно делать. При этом методистам, работающим по этой системе, урок напоминает производственный конвейер. Подсказки учеников разрешены. Более того, преподаватель при оценке суммирует ответ каждой группы, из 4 учеников, которые, по команде учителя, регулярно сменяются. Одна из форм проверки – обмен тетрадями в группе.

Дети сидят за партами по 4 человека, для чего парты сдвигаются, чтобы группа работала совместно, и ученики каждой группы видели друг друга. Разумеется, при таком размещении парт, половина учеников сидит спиной к доске и не видит учителя. На партах учитель раскладывает бирки с номерами: это называется, согласно методике, Numbered Heads Together - «пронумерованные головы». Кстати, на уроке предлагается использование и других команд на английском языке.

Примечательно 

Сингапурские коллеги признаются, что при создании своей системы образования ими были позаимствованы лучшие традиции и новаторские идеи российской школы. В самом деле, в методике обучения, проданной Министерству образования Татарстана, как-то узнаваемо выделяются идеи Давыдова и Эльконина, Ершовой, Шаталова, Амонашвили. Выходит, что президентом Союза преподавателей Сингапура, исполнительным директором компании Educare Co-operative Limited (Educare) Тируман Майк Марияппа, активно занимающимся популяризацией «сингапурской» методики, нам продан наш же пройденный этап? Остается с грустью констатировать: российские педагоги не сильны в бизнесе.

Мнения учителей разделились

По сингапурской методике обучения в Татарстане уже попробовали работать 30 000 учителей, пытаясь выразить психологизм романов Толстого и Достоевского в сжатых фразах и развить речь детей двадцатисекундными ответами. Уроки математики, видимо, в эту систему укладываются легче, судя по тому, что сингапурские дети демонстрируют успехи по этому предмету. Поэтому негодуют в российских школах по поводу «сингапурки», в основном, учителя-филологи, чьи предметы не только развивают детей, но и прививают им духовные скрепы, воспитывают нравственность.

Примечательно, что мнения учителей, познакомившихся с методикой сингапурских коллег, разделились и по предметной, и по возрастной категории. Может быть, дело не в том, что педагогам предпенсионного возраста не хочется переучиваться, а в том, что строки Пушкина и Есенина, в сочетании с командами на английском языке, звучат как-то неуютно?

«Устами младенца…»

Первое, на что обратили внимание российские школьники во время эксперимента в Татарстане – свобода передвижения во время урока по классу, возможность разговаривать вслух и даже пользоваться мобильными телефонами. Они также бесхитростно, по-детски, описали действия учителя: «учитель ничего не делает и ходит по классу». Еще одно признание от детей: «На партах лежат номера – ура, «сингапурка»! Можно расслабиться». Многие учащиеся признались, что внедрение сингапурской методики заметно снизило уровень предэкзаменационной подготовки, а с ним и результаты ЕГЭ.

Естественно, такое восприятие необычного урока возникло на фоне классической формы российской методики, где главная роль на уроке отводится учителю, а ученики остаются ведомыми.

Кстати, принцип «чтобы спрашивать и требовать, надо вначале объяснить» просуществует со времен Древней Греции, где и было придумано слово «педагог» –παιδαγωγός, в переводе с древнегреческого языка, буквально – «ведущий ребенка».

Так же объяснимо, что непривычная методика, разрешающая делать на уроке то, что было запрещено веками и укоренилось в подсознании детей и их родителей почти на генетическом уровне, сложно воспринимается психологически. Если наши дети считают, что на уроках по сингапурской методике можно расслабиться, то, возможно, не стоит отказываться от более сложного, но такого метода обучения, где дети привыкли работать и думать самостоятельно?

Некоторые цифры и факты для размышления

Республика Сингапур, по сравнению с многовековой историей России – только родившееся государство, в котором вообще никогда не существовало собственной системы образования. А вот Россия прошла через множество новаторских идей разных времен и эпох – от великого реформатора Петра I до революционных педагогических идей 1917 года, или до кризиса 90-х.

Скорее всего, в истории российской педагогики можно легко отыскать забытые формы и методы, которые помогут стимулировать интерес школьников на уроках, без затрат на приобретение прав использования «сингапурской» методики и, скорее всего, не бесплатное обучение педагогов.

Хотя, нам есть, чему учиться у Сингапура.

Сингапур – это островное государство (население – около 5,5 млн.человек), где насчитывается всего 350 школ. В 1965 году, после провозглашения независимости, экономика бывшей Британской колонии была полностью разрушена войной, а затем внутренними и внешними политическими и экономическими кризисами. Сегодня страна развивается, вкладывая в систему образования около 20% национального бюджета. При этом система образования находится под полным контролем государства.

Население России по состоянию на 2019 год оставляет порядка 147 млн. человек; государственные расходы на образование, по данным Федеральной службы государственной статистики и Высшей школы экономики (НИУ), на 2016 год составляли 3,6%.

Сравнивая размеры Сингапура и России, а также вклад государства в развитие системы образования поневоле возникает вопрос: может быть вместо поиска новых методик обучения чиновникам нужно просто изменить отношение к отечественному образованию? А если без поиска новых способов обучения не обойтись, то не лучше ли действовать в духе демократии: детально изучить новую методику, обсудить и прислушаться к мнению тех, кому придется осваивать эти самые новые формы обучения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
Минпросвещения РФ может продлить учебный год в школах и не будет отменять ВПР
В ходе онлайн-марафона «Домашний час» Сергей Кравцов, министр просвещения РФ, заявил о том, что продление учебного года в школах на лето зависит от то..
Минпросвещения РФ может продлить учебный год в школах и не будет отменять ВПР
1 апр. 2020 г.
4
6014
О переносе сроков приёмной кампании в вузы и заочной защите вузовских дипломов
Как сообщает ТАСС, Министерство науки и высшего образования России сдвинуло сроки приёмной кампании в вузы в текущем году. Об этом сообщил глава ведом..
О переносе сроков приёмной кампании в вузы и заочной защите вузовских дипломов
1 апр. 2020 г.
0
1461
Алевтина Черникова: «НИТУ МИСиС» создает условия для полноценной реализации образовательных программ в сложившейся ситуации
На прошедшей неделе в НИТУ «МИСиС» состоялась традиционная встреча с российскими и зарубежными студентами НИТУ «МИСиС» в формате «Открытый ректорат», ..
Алевтина Черникова: «НИТУ МИСиС» создает условия для полноценной реализации образовательных программ в сложившейся ситуации
1 апр. 2020 г.
0
147
Комментарии
Владимир
Гость
29 сент. 2019 г., 15:17

На обществознании дети учат определение, что такое общество. Общество, это совокупность форм объединения (групп) и способов взаимодействия (отношений). Главная задача школы социализация. Вот на это и работает сингапурское образование, молодых людей учат эффективному объединению и взаимодействию, таким, которые в частности повышают эффективность решения учебных задач. При социализме важнейшим условием обучения и воспитания считался коллектив. На западе принято говорить о необходимости создания команды. Мы со своими ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, к сожалению, скатываемся к индивидуализации обучения, это главный, и на мой взгляд, единственный существенный недостаток данных технологий. Когда индивидуализм соединяется с коммунальностью слабо социализированных детей и учебных групп, получаются классы, в которых трудно работать и трудно нормально что-то организовать. Позавчера в одном из таких девятых классов, в котором мальчики специально писают на пол посреди туалета, харкают на отремонтированные стены в классе, девочки ругаются матом и т.д., дал большую контрольную по обществознанию для подготовки к ОГЭ. Попросил работать парами, объяснив, что оценки выставляются за максимально набранное число правильных ответов. Им нужно было распределить, поделить вопросы с соседом, скооперировать усилия для достижения наилучшего результата. Результат привёл меня в ужас. В двух других девятых классах, в которых выбрали обществознание в качестве экзамена ОГЭ по одному или несколько детей, ученики скооперировались. Эти гады и матерщинники, которые собрались сдавать обществознание почти всем классом, не скооперировались ни один... Хочу работать в Сингапуре.

Комментарий полезен?
Валентина
Гость
23 дек. 2019 г., 19:58

Очень жаль, что педагоги Татарстана не познакомились с нашей отечественной методикой Ривина Александра Григорьевича (1877-1944) и Дьяченко Виталия Кузьмича (1923-2008), которая называется "Коллективный способ обучения". Эта методика предполагает работу в парах сменного состава.

Комментарий полезен?
Оставить свой комментарий

Ваш город: