Ваш город:

Учитель, педагог или преподаватель

27 сент. 2019 г.
6
43437

Каждый человек общается с учителями, педагогами, преподавателями на протяжении всей жизни – сначала в качестве воспитанника, ученика и студента, затем в качества мамы/папы и бабушки/дедушки. При этом, несмотря на регулярное общение с людьми, посвятившими себя обучению и воспитанию молодежи, мало кто из задумывается над этимологией и лексическим значением слов «учитель», «педагог» и «преподаватель».

Учитель, педагог или преподаватель

Большинство считает эти слова синонимами. Для некоторых же учитель – это тот, кто работает в школе, а преподаватель – в среднем специальном или высшем учебном заведении. Слово «педагог» в быту употребляется реже, и не имеет точного значения в современном понимании.

Смешение лексических значений этих понятий произошло уже в современном русском языке, поскольку в обывательском смысле они означают суть одного и того же процесса – обучения и воспитания. А в этимологии данных слов разбираются, в основном, специалисты – языковеды. Однако мы уверены, что каждый образованный человек должен понимать, чем педагог отличается от учителя или преподавателя. Особенно это важно для тех, кто выберет своей профессией педагогическую деятельность.

Педагог

Слово «педагог» было заимствовано из древнегреческого языка. В русский язык оно пришло, скорее всего, в эпоху Византии, Крещения Руси. В энциклопедическом словаре дается точно определение: педагог – παιδαγωγός [paidagogos] – ведущий ребенка, верный раб, сопровождавший повсюду ребенка, до наступления зрелого возраста. Естественно, кроме преданности семье, педагоги должны были обладать определенным уровнем воспитания и образования, чтобы учить своих воспитанников. Педагогов выбирали из плененных знатных фракийцев и азиатов.

Позже к обязанностям педагога прибавилось обучение службе доморощенных и купленных рабов. Женщин обучали греческому языку, и они служили при маленьких детях. Предположительно, в это же время возникло слово педагогика – др.греч.: παιδαγωγική, что дословно означает «детоведение». Фундаментальная педагогика получила развитие в Европе, в период Средневековья.

Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.

Современное определение понятия педагогики более емкое и конкретизированное: это – целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть, понятие "педагог" охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и ученый, занимающийся развитием педагогики.

Учитель

В современном, узком понимании слово «учитель» означает должность штатного сотрудника общеобразовательной школы, окончившего педагогический ВУЗ и преподающего определенный предмет. Примечательно, что многие родители путают понятия "учитель" и "педагог" и настаивают на том, что сотрудник школы должен не только обучать, но и воспитывать детей, корректируя их поведение.

Безусловно, в педагогическом ВУЗе будущие учителя изучают не только педагогику, но и психологию. Поэтому, в принципе, у них достаточно знаний и влияния для того, чтобы вносить свою лепту в вопросы воспитания подрастающего поколения. Но в соответствии с требованиями Министерства образования, учитель обязан только преподавать предмет по утвержденной программе так, чтобы уровень знаний учащихся соответствовал государственным образовательным стандартам. Что касается воспитания личности, то учитель может повлиять на формирование и социализацию учеников на уроках литературы или обществоведения.

В требованиях к должностным обязанностям учителя сказано, что он должен помогать формированию личности ребенка, а не брать на себя функции родителей. Кстати, воспитательные задачи могут решать и люди, которые не связаны с педагогикой, но пользуются безусловным авторитетом у ребенка. Здесь нужно отметить, что в той же должностной инструкции написано, что учитель должен проводить мероприятия, направленные на стимулирование интереса школьников к предмету и обучению в целом. А это – серьезная воспитательная задача, в процессе решения которой необходимо учитывать индивидуальные возможности всех учащихся.

Так что, родителям нужно смириться с тем, что учитель – это всего лишь специалист, который обязан передать ученику объем знаний, указанный в программе обучения. А вот все вопросы, касающиеся воспитания школьника, родители должны брать на себя, как на самых близких ребенку людей. Одновременно с этим, при необходимости родители могут обратиться к учителю за профессиональной консультацией и для согласования совместных задач.

Отметим, что в современном мире у слова "учитель" имеется и еще одно значение – так называют не только сотрудника школы, но и духовного наставника, либо другого человека, не связанного с педагогикой, но имеющего последователей. Правда, в данном контексте правильнее было бы сказать не "учитель", а "учителя" – именно так, во множественном числе, принято называть людей, чьи идеи оказывают большое влияние на общество.

Преподаватель

В ВУЗах и ССУЗах воспитательные задачи уходят на второй план, потому что преподаватель передает знания взрослым, самостоятельным людям, сознательно выбравшим будущую специальность. Поэтому преподаватель может сосредоточиться исключительно на изложении учебного материала. В обязанности преподавателя, как правило, входит:

  • разработка учебных программ и методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов;
  • написание учебных пособий;
  • научная и исследовательская работа;
  • подготовка и проведение лекций, семинаров, дискуссий и конференций.

Кроме того, преподаватель должен не только сам вести научную деятельность, но и приобщать к ней студентов.

Подводя итого всего выше сказанного можно сделать вывод: если, например, воспитателя детского садика или тренера не корректно называть учителем или преподавателем, то всех специалистов, занимающихся воспитание и обучением молодежи, а также развитием педагоги, можно называть педагогами.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
398
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
740
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1147
Комментарии
Александр Орлов
Гость
27 сент. 2019 г., 12:09

Уважаемый редактор, нельзя публиковать безграмотную статью, вводящую в заблуждение читателей.

Анатолий
Гость
28 сент. 2019 г., 11:15

Согласен с А.Орловым. "Уважаемый редактор, нельзя публиковать безграмотную статью, вводящую в заблуждение читателей". Автор сама себе противоречит и не знает основ педагогики. Обязанность воспитания возлагается на семью и школу. Косвенно ребёнка воспитывает улица, прочие учебные заведения и прочая внешняя социальная среда. Почему косвенно. Потому что, основой воспитания (по единогласному признанию всех учёных педагогов) является ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ВОСХИЩЕНИЕ И ПОДРАЖАНИЕ. Если ребёнок подсознательно восхитился положительным примером, подсознательно он подражает ему, отрицательный пример даёт отрицательное воспитание. Учитель отличается от преподавателя тем, что преподаватель в высших учебных заведениях и прочих курсах преподносит знания предмета, а учитель не только учит предмету, но и воспитывает "детоведение"!. После 18 лет воспитание человека проходит косвенно реальной социальной средой. Какое общество, такая и социальная среда, такие и родители, учителя и ученики.

Анатолий
Гость
28 сент. 2019 г., 11:28

Сегодня - День воспитателя и дошкольного работника. Воспитатели не только в садиках. Родители, учителя тоже воспитатели. Правильнее называть их педагогами дошкольных заведений. У нас также в общежитиях есть должность воспитателя "детоведение", хотя там проживают совершеннолетние люди. Согласен,воспитатель -это не должность, призвание. Обязанность воспитания возлагается на семью и школу. Косвенно ребёнка воспитывает улица, прочие учебные заведения и прочая внешняя социальная среда. Почему косвенно. Потому что, основой воспитания (по единогласному признанию всех учёных педагогов) является ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ВОСХИЩЕНИЕ И ПОДРАЖАНИЕ. Если ребёнок подсознательно восхитился положительным примером, подсознательно он подражает ему, отрицательный пример даёт отрицательное воспитание. Учитель отличается от преподавателя тем, что преподаватель в высших учебных заведениях и прочих курсах преподносит знания предмета, а учитель не только учит предмету, но и воспитывает. После 18 лет воспитание человека проходит косвенно реальной социальной средой. Какое общество, такая и социальная среда, такие и родители, учителя и ученики.

В. Бирюков
Гость
21 окт. 2019 г., 0:35

Педагогом в древней Греции называли раба, водившего ребенка в школу (к учителю!). Педагогами в средние века называли учителей, поскольку "Не называю себя учителем, ибо Учитель у нас один". На западе до сих пор подразумевается, что учитель, называющий себя педагогом, хочет подчеркнуть свое уважение к христианскому учению. В СССР слово "педагог" получило распространение по другой, хотя и близкой причине - в связи с часто употреблявшимся словосочетанием "вождь и учитель".

Д.Левитес
Гость
19 дек. 2021 г., 10:50

"В соответствии с требованиями Министерства образования, учитель обязан только преподавать предмет по утвержденной программе так, чтобы уровень знаний учащихся соответствовал государственным образовательным стандартам. Что касается воспитания личности, то учитель может повлиять на формирование и социализацию учеников на уроках литературы или обществоведения."- что за бред?! Автор учебник педагогики когда-нибудь открывал?! О воспитывающей и развивающией функциях обучения,чему учат ВСЕХ будущих "предметников" начиная с первого курса, когда-нибудь слышал?! Ну, право,это уже ни в какие рамки не влезает!


Ксения
Гость
24 мая 2023 г., 9:21

Я запуталась немного, читая данную статью. Вот моя мама давно работает учителем, но всех нюансов я не понимаю. Недавно она еще записалась на дистанционные курсы по педагогике https://institut-pedagogika.ru/vospitanie-v-pedagogicheskom-protsesse-pp/ Говорят после них ЗП могут повысить. Правда ли?

Оставить свой комментарий

Ваш город: