Можно быть профессионалом высокого класса, и можно даже не любить профессию, но лишь зарабатывать деньги и продвигаться по карьерной лестнице. Можно, если ты – не учитель. Станки, машины, компьютерная техника не чувствуют настроения того, кто ими управляет, хотя, работают исправно в руках отличного специалиста.
Но тому, кто развивает и учит будущих космонавтов, ученых, врачей, инженеров и просто граждан, прививает любовь к профессии, воспитывает личность в каждом ребенке, нельзя думать только о себе – профессия не позволяет. Рабочее время учителя не заканчивается по звонку, за стенами школы, и даже – после выхода на пенсию. Учителями не становятся, получив диплом педагогического ВУЗа. Учителем нужно родиться.
Давайте подумаем о роли учителя, о том, какой должна быть система образования в будущем.
«Я нес ученикам себя!»
Огромный список наград СССР, Украинской ССР, Украины и Российской Федерации – звания Заслуженного и Народного учителя, ордена и медали участника и ветерана Великой Отечественной войны, профессиональные награды за заслуги в педагогическом труде – список всех наград это УЧИТЕЛЯ может занять целую страницу. Еще больше книг, написанных и переведенных на многие языки мира, профессором Виктором Федоровичем Шаталовым.
В скупых строках биографии Виктора Федоровича – только даты рождения, учебы, научной деятельности и годы написания книг, которые перевернули представления фундаментальной педагогики, благодаря авторской системе эффективного обучения на базе педагогики сотрудничества, созданной скромным донецким профессором.
В далеких 70-х годах минувшего века страна нуждалась в технических специалистах: нужно было догнать и обогнать Запад, чтобы укрепить оборону и экономику, развивать технологии будущего – нашей современности. Шаталов нашел способ быстро и легко обучать детей математике и не только, чтобы подготовить для страны лучшие кадры. Кроме того, он легко делился своей методикой со всеми учителями – всегда, без мыслей о себе, без остатка. У его учеников никогда не случалось провалов на вступительных экзаменах.
Конечно же, без критики не обошлось: скептики говорят, что метод Шаталова приносит успех только при полной самоотдаче учителя. Но быть учителем наполовину нельзя: дети не поверят. Жизнь учителя – полная самоотдача, по-шаталовски.
Видеть сердцем!
Знания современных молодых учителей в педагогических колледжах и ВУЗах оцениваются по стандарту (кстати, далекому от идеала). При этом, от абитуриентов не требуется хотя бы кого-то подтверждения соответствия и предрасположенности к этой профессии. И это несмотря на то, что именно от учителя во многом зависит развитие и воспитание подрастающего поколения – по сути, будущее всей страны.
Задумайтесь! Для того, чтобы стать сотрудником в структуре МВД или ФСБ, соискатель должен пройти особую медицинскую комиссию, проверку на психологическое соответствие и т.д. Такие же строгие критерии отбора существуют и в других профессиях.
А вот в педагогические ВУЗы, и это ни для кого не секрет, поступают не самые успешные выпускники школ. И руководствуются они, в большинстве случаев, не самыми высоко моральными критериями:
- Проходной бал на педагогическое направление ниже, чем для получения других, более престижных специальностей;
- Нужна «вышка», а в педагогическом ВУЗе – самая низкая стоимость обучения;
- Под давлением родителей-педагогов, мечтающих о преемственности профессии (случается и такое);
- Случайно попадают в профессию, не оценив собственные силы и способности, имея о ней весьма поверхностное представление.
Для сравнения – пример (без имен и места события): Выпускной экзамен в педагогическом колледже (училище), в начале 80-х годов. Авторитетный и строгий преподаватель педагогики требует, чтобы экзаменационная комиссия утвердила оценку «отлично» одной из выпускниц школьного отделения, не ответившей на один из дополнительных вопросов. Аргумент педагога: «Если ей не хватит знаний, она увидит и поймет сердцем!» И комиссия соглашается.
Такой подход к подготовке учителей негласно существовал в советской педагогике. Оценивались не только знания, но и личность будущего учителя. Случайные люди в профессии отсеивались еще во время учебы. Кстати, зарплата учителей в те времена была далеко не завидной, но работали они от зари до зари, знали и помнили всю жизнь не только своих учеников, но и всех их родственников.
В очень обтекаемой форме требования к личности учителя были отражены в трудовом кодексе тех времен, в уставе школы и правилах внутреннего распорядка. Зато пристально следили за поведением человека, на которого равняются дети, партийные и профсоюзные органы. Учителя, жившие в шаговой доступности от школы, рядом со своими учениками, всегда оставались у них на виду, и для них не было обременительным оставаться достойным примером для подражания и вне школы – быть, а не казаться.
Не так уж плохо, оказывается, была выстроена система советской педагогики, в которой большое внимание уделялось нравственному содержанию образования, личности учителя, как образцу поведения для учеников и родителей, заслуживающему уважения.
Личность учителя и его роль в обществе: работа над ошибками
Можно назвать целый ряд причин, которые привели к значительному падению престижа профессии учителя – от уровня заработной платы до перехода образования в статус «сферы образовательных услуг», в которой роль учителя снижена до уровня человека, который обязан просто «наполнять головы» учеников знаниями.
Причина – все та же: на стыке столетий разрушена устоявшаяся система государственности, которую невозможно восстановить в одночасье. К тому же, на просторы страны вторглись «западные ценности», и некоторые из них откровенно не вписались в нашу ментальность.
Объективно, личности учителя, его морально-нравственным качествам, сейчас не уделяется должного внимания ни на государственном, ни на общественном уровне. То есть, иногда самые вопиющие случаи становятся темой обсуждения в СМИ, скандальных ток-шоу и на родительских форумах, когда уже «грянул гром». Но при приеме на работу или поступлении в педагогический ВУЗ, проверка на соответствие профессии не проводится.
Однозначно, нельзя закрывать вопрос нехватки педагогических кадров за счет снижения требований к личности учителя. Ведь учитель, который получил педагогический диплом, но не «горит» своей профессией - словно, пилот за штурвалом самолета, не умеющий управлять своими эмоциями.
Может, пора отказаться от старого революционного лозунга, прекратить разрушение «до основанья», и взять из «старого мира» в будущее самое важное и ценное?