Давно известно, что во время сна мы не только отдыхаем и набираемся энергии для нового дня, но также обрабатываем накопившуюся информацию и восстанавливаем воспоминания. Иными словами, сон играет важную роль в таких процессах, как обучение и память. И если у вас плохой сон, то и знания соответственно далеки от идеальных.
Давно известно, что во время сна мы не только отдыхаем и набираемся энергии для нового дня, но также обрабатываем накопившуюся информацию и восстанавливаем воспоминания. Иными словами, сон играет важную роль в таких процессах, как обучение и память. И если у вас плохой сон, то и знания соответственно далеки от идеальных.
Учёные из университетов Нью-Йорка и Пекина выяснили, какой физиологический механизм отвечает за данное явление. Для этого им понадобилось провести исследования на генетически модифицированных мышах. В проекционной зоне коры головного мозга грызуны имели флуоресцирующие нейроны, что позволяло наблюдать за всеми изменениями через лазерный сканирующий микроскоп.
В результате оказалось, что сон способствует образованию между отростками нейронов новых соединений, обеспечивающих формирование долговременной памяти. По словам профессора Wen-Biao Gan, одного из авторов данного исследования, учёным удалось показать, что обучение вызывает специфические изменения в структуре головного мозга.
Сначала мышей обучали балансировать на вращающейся с различной скоростью палочке. Наблюдение за формированием этого навыка, подтвердило, что дендритные ветви пополнялись новыми отростками – шипиками.
Затем грызунов разделили на две группы. После часа обучения балансированию одной их них дали поспать в течение семи часов, а другая группа в это время бодрствовала. Дендритных шипиков больше оказалось у мышей, которые хорошо выспались. То есть они запомнили информацию лучше именно после сна.
Также учёные выяснили, что разные виды занятий активируют и разные элементы структуры головного мозга. Профессор Wen-Biao Gan объяснил, что образование новых связей между нейронами на определённых дендритных ответвлениях как реакция на обучение напоминает рост новых листьев на ветках дерева.