Представители Ассоциации учителей литературы и русского языка (АССУЛ) считают, что ошибка, допущенная Минобрнауки РФ, привела к тому, что учителя-словесники остались без качественных учебников по русскому языку и литературе.
В двух письменных обращениях, направленных на имя главы ведомства Ольги Васильевой, отмечено, что речь идёт о постановлении Министерства от 2014 года, касающемся исключения из федерального списка учебной литературы лучших учебников по русскому языку с 5 по 11 классы. Их авторами являются Светлана и Валентин Львовы, лауреаты правительственной премии в сфере образования. В поддержку возврата учебников уже высказались около 1,5 тысяч педагогов, учащихся и родителей.
По словам Романа Дощинского, руководителя исполкома АССУЛ, одно из ключевых достоинств этих книг состоит в том, что в их основе лежат итоги совместного педагогического эксперимента авторов-учёных и учителей-практиков, который длился несколько лет. Результаты этого тесного сотрудничества были учтены при разработке ФГОС и стали основой для обновлённых изданий учебной литературы, находившихся в федеральном перечне в период 2004-2014 гг.
В свою очередь, Елена Манджиева, учитель МБОУ «Элистинский лицей», назвала такое решение Министерства непонятным. Она отметила, что в этой линейке учебников особое внимание уделялось развитию речи, с которой в наше время имеются проблемы не только у детей, но и у взрослых.
Педагоги столичной школы № 57 также назвали неправильным удаление из федерального перечня учебника Львовых, который многим нравился. Они отметили важность разнообразия учебников и выступили против сокращения их числа.
Подобная ситуация имеет место и с учебниками по литературе, некоторые из которых также были исключены из перечня в 2014 году. Среди них пособия по литературе издательства «Мнемозина» для 10-11 классов под редакцией Г.И. Беленького, написанные М.М. Голубковым и Е.Б. Скороспеловой (преподаватели-филологи МГУ), Г.Н. Ионина, Т.Г. Браже, Т.В. Мальцевой и др. (преподаватели РГПУ).
В пресс-службе Минобрнауки пояснили, что учебники издательского дома «Мнемозина» не попали в перечень на основании решения научно-методического совета ввиду того, что они поступили на рассмотрение после окончания установленного срока подачи.
Сложившаяся ситуация приведёт к тому, что вышеуказанные учебники будут использоваться исключительно в частных образовательных учреждениях, так как для государственных школ федеральный перечень – прямое руководство к действию в плане использования бюджетных средств на закупку учебников. В такой ситуации говорить об их массовом использовании не приходится.
Кроме того, их исключение из перечня автоматически вводит запрет на их использование в образовательном процессе. Это вынуждает учителей полностью пересматривать свои методические разработки и планы уроков, основанные на этих учебниках.
Такую ситуацию, когда выбор учебников основан не на их качестве и отношению к ним со стороны педагогов и школьников, а на сроках подачи заявки на внесение в перечень, в АССУЛ назвали абсурдной.
Чтобы выйти из сложившейся ситуации, эксперты предлагают создать своего рода площадку при Минобрнауки, где представители ведомства путём прямого диалога с педагогами могли определиться с перечнем учебников, которые действительно необходимы в современном образовательном процессе. А принятые по итогам обсуждения решения использовались бы для формирования федерального перечня учебников.
Фото взято с сайта http://www.lorschoope.eazylaunch.com.