Доклад об изменениях в сфере образования в текущем столетии был опубликован в Интернете корпорацией «Российский учебник». В его подготовке также приняли участие Global Venture Alliance и Global Education Futures (GEF). В основе документа лежат идеи международной платформы сотрудничества GEF об изменениях образования в сложном обществе XXI века и подведение итогов Международного образовательного саммита Global Education Leaders’ Partnership Summit (GELP).
По мнению авторов документа, в течение ближайших двух десятилетий на тенденции в сфере образования будут влиять:
- глобальная турбулентность,
- «стратегическая неопределённость»,
- автоматизация рутинного труда,
- цифровизация,
- потребность в переходе к эко-ориентированной цивилизации, на базе принципов устойчивого развития.
Говоря о содержании образования, авторы доклада отмечают, что основным двигателем изменений в XXI веке станет мотивация обучающегося, а «не рыночный спрос на новые компетенции». Иными словами, на первом плане окажется способность ученика формировать собственное мнение из целого ряда составляющих и в условиях информационной перегрузки. Будет расти необходимость в самоподготовке к «стратегической неопределённости».
В связи с этим критически важно изменить модели оценивания результатов образования, поскольку именно она является основой для определения целей и задач всей системы образования. Несмотря на большое количество и доступность оценочных методологий, главным препятствием является мировоззрение, касающееся причин и процессов, связанных с созданием новых систем оценки. При этом важно обращать особое внимание на мотивацию обучающегося, а не только на результаты его обучения.
В основе новой модели образования должен лежать процесс развития самостоятельного выбора ученика, личностной позиции и полной ответственности за свои действия как в школе, так и за её пределами. Педагогам следует быть готовыми к принятию новых ролей, в том числе ментора, мотиватора или фасилитатора в смешанной онлайн и оффлайн среде, в которой ведущая роль отводится ученику. Образование становится ключевым и строится вокруг исследований, игр, проживания, опыта, проекта.
Образование выходит за рамки образовательных организаций и протекает внутри образовательных экосистем, которые в сложном обществе влияют на рост коллективной и личностной ценности обучения.
Ключевыми игроками, которые приближают появление образовательных экосистем становятся:
- специализированные негосударственные / некоммерческие организации;
- региональные университеты, которые интегрируют процессы познания и создания инноваций;
- дополнительное практико-ориентированное / проектное образование, знакомящее учеников с вызовами реальной жизни.
Авторы доклада выступают за развитие и усиление сообщества инновационно-ориентированных педагогов и инновационных школ. Это направлено на трансформирование и развитие образования, ускорение процессов изменений, формирование партнёрских отношений с родительскими сообществами, частными инвесторами, работодателями и т.д.
В XXI веке выделяются три типа навыков:
- первая группа включает все необходимые для работы профессиональные навыки (маркетинг, право, продажи и т.д.);
- вторая группа состоит из мягких навыков (эмоционального интеллекта, кооперации, принятии решений, многозадачности и т.д.);
- в третью входят цифровые навыки (машинное обучение, кибербезопасность, искусственный интеллект и прочее).
Ознакомиться с полной версией доклада можно здесь.